Banksy - на наш взгляд это наверно человек номер один в мире трафаретов. В каждой его работе громадный смысл, никто в Англии не видел его в лицо, но тысячи людей восхищаются его творениями и наверно столько же ненавидят его, считают вандалом. Вам судить. На граффитистов Британии, и так находящихся в положении подпольщиков, на днях обрушились очередные гонения: премьер-министр Тони Блэр и 121 член Парламента опубликовали заявление, где сообщается, что "Граффити . это не искусство, это преступление". Текст был опубликован в журнале под подходящим названием "Сохраним Британию в чистоте" (Keep Britain Tidy).
Шаг был продиктован стремлением сэкономить бюджетные средства: правительственное заявление появилось после того, как в Парламент представили сведения о 27 млн.фунтов, затрачиваемых государством ежегодно на очистку стен от несанкционированных росписей.
Обсуждение репрессий на граффити ведется, в частности, на страницах британской Guardian. Газета не без ехидства отметила, что Блэр и члены Парламента инициировали войну с граффити "будучи, очевидно, не в курсе культурного прогресса последних 50 лет, . в частности, творчества Жана Дюбюффе, Кита Хэринга, Жан-Мишеля Баскья, Сая Туомбли и так далее". Та же Гардиан предполагает, что в вопросе "искусство граффити или нет" положительным ответом (граффити . искусство) будут награждены не "чахлые клоны Хэринга и Баскья, зарабатывавших на росписи стен деньги и открывших тем самым путь последователям", но брутальные, не стремящиеся к художественности росписи, . именно то, что подразумевал Блэр как "преступление" или . несколько ранее . Жан Дюбюффе как ар брют.
Со своей стороны граффитисты не расстроены тем, что власть отказала им в статусе художников: слишком немногие сейчас могут добиться роскоши считаться оппозиционным или подпольным искусством. Это в нашей стране дается легко: сделал выставку "Осторожно, религия!" и хочешь . не хочешь попал в диссиденты. А в Британии Дэмиен Херст склонял Христа как мог, . но так и не стал оппозиционером, получив в качестве реакции только вежливое замечание британской церкви: "Художника на этот раз, видимо, миновало вдохновение".
Так что представители Парламента добились результата, обратного желаемому, . всплеска интереса к художникам-по-стенам. Партизанский статус граффитистов только придает последним пафоса. Бэнкси (Banksy), главный британский граффитист-революционер, сформулировавший лозунг "Стены ничем не хуже холста", стал культовой фигурой (при том, что никто еще не рассекретил его анонимность) и перешел в своем творчестве на крупные формы. В духе изобретенного им "арт-терроризма" Бэнкси изваял недавно женскую фигуру, изображающую до пояса Фемиду, а ниже . женщину легкого поведения.
Не подействовало правительственное осуждение и на тех нелегалов, что практикуют граффити как бега наперегонки с полицией, совмещенные с попутным рисованием, . они говорят, что их интерес угас бы, пропади элемент риска.
Ну и, наконец, об официальном, не подвергающемся гонениям граффити: его привечают в дизайне и рекламе, существует множество приторных фестивалей, где граффитистам отводятся специальные поверхности для заполнения. Потихоньку современные настенные росписи оккупировали музеи, несмотря на кажущуюся несовместимость слов "музейное экспонирование" и "граффити". Примечательно снятие этой оппозиции Третьяковской галереей, выставляющей в зале современного искусства ни что иное как граффити: работы стали именоваться "фресками". Название прижилось, и сейчас вместо "фреска (к примеру) Георгия Литичевского" никто не скажет "граффити Георгия Литичевского". И это прекрасный выход: попробуйте, переиначив Блэра, бросить лозунг "Фрески . это преступление"...
ИНТЕРВЬЮ С BANKSY
Раскажите немного о себе?
Бристоль. Скотобойня. Бухло.
Как Вы пришли в граффити?
Не заморачиваясь. Теперь я думаю и понимаю, насколько это большое и гребаное дело. Единственная вещь, которая меня угнетает в надписях на стенах, - то, любая другая художественная форма исключая кинематографа, является более приметивной. А не хочу останавливаться.
Что побудило Вас начать использовать трафареты, а не банки как обычно?
Все что я делал, было направлено на подрыв системы. Средства, цвета, идеи. Также я встретил мою подругу в полицейском застенке, и свою популярность я получил во многом благодаря копам. Получается мне не за что на них обижаться.
Ваши работы шокируют ...., что вы пытаетесь сказать людям?
У меня много различных идей, но я полагаю, что главное - всегда одно и тоже – Я заявляю что город принадлежит мне и живет по моему? И круто когда меседж – ЭТО МОЕ – встречается как можно чаще.
Как влияют ваши работы на настроения людей?
Я незнаю насколько они понятны. Бывает я думаю, что я могу
измените мир, свергнуть правительства и накормить детей, но я подозреваю, что они в реальности это звучит как, ВСЕ НА№УЙ.
Вы были арестованы или в главной неприятности из-за вашей работы?
Меня арестовывали, но это меня не остановило. Я думаю, что, если вы боитесь ареста то лучше и вовсе не начинать рисовать. Красота моей профессии состоит в том, что я много думаю о полиции, я почти никогда о смерти.
Насколько вы заморачиваетесь над своими произведениями?
Когда как. Иногда просто подрисовываю мордочкам на плакатах усы, иногда тружусь в течение многих дней над рисунком. Главное идея.
Вы рисуете иллюстрации?
Только если хочется, Или есть возможность встретиться с красивой моделью.
Вы собираетесь делать в ближайшее время?
Я покупаю новую лестницу, и буду пачкать в центре Лондона.
Что Вы знаете об австралийских граффитчиках?
Все что я знаю об австралийцах, это то что они рисуют на уроне Нью-Йорка 80-х, и мне это нравится.
Что нибудь на последок?
Стена - столь же хорошее место заявить о себе как и все остальные.
Добавлено (21.01.2008, 18:53)
---------------------------------------------
Памятка городского бомбардировщика
(Теория трафаретного граффити от Banksy)
- Мысли вне ящика;
- Разрушай ящик, вонзай в него острый нож;
- Покинь дом раньше, чем найдешь что-нибудь стоящее того, чтобы остаться;
- Наноси краску на трафарет скупо, с расстояния 20 сантиметров;
- Помни, что будучи бухим в дзызг во время высокохудожественной миссии, ты рискуешь создать действительно захватывающую картину, или, по крайней мере, переночевать в КПЗ;
- Объясняя полиции ценность своего произведения, будь разумен насколько это возможно. Граффитчки ведь не настоящие злодеи. Об этом мне всегда напоминают злодеи реальные, которые никогда не слышали о чем-либо более невероятном и абсурдном, чем идее ворваться куда-нибудь, не украв там ничего, а затем убежать, оставив после себя изображение своего имени громадными буквами;
- Помни, преступление против собственности – не настоящее преступление. Люди смотрят на картину, написанную маслом, и восхищаются использованием мазков, которые содержат смыслы. Люди смотрят на граффити и восхищаются водосточной трубой, использованной в качестве лестницы, чтобы добраться до нужной стены.
- Время личной популярности для художника в прошлом. Произведения, которые создавались ради славы, никогда не делали никого прославившимся. Любая популярность – лишь побочный продукт какого-либо деяния, обладающего смыслом. Ты ведь идешь в ресторан и заказываешь там еду, чтобы поесть, а не потому, что хочешь дерьма пожрать.
http://www.stencilarts.narod.ru/banksy/